Производство: Япония Жанр: фантастика, романтика, драма Тип: полнометражный фильм, 91 мин. Режиссёр: Синкай Макото / 新海誠 Автор оригинала: Синкай Макото / 新海誠
Скачать торрент Рецензия: Постепенно маленькие шедевры Синкая Макото о хомячках и кошечках
стали перерождаться в фильмы вполне привычных размеров и жанров. Сам же
художник, лучше всех в Японии рисующий небо, провода и чайники, стал
уделять должное внимание сюжету и персонажам. «Голоса далеких звёзд»
оказались первой подобной ласточкой; на создание того фильма ушла уйма
времени, но проект был завершен и много недель собирал зрительские
аншлаги. Тогда же началась работа над еще более грандиозным проектом —
полнометражным фильмом «Обещанное место по ту сторону облаков».
На этот раз команда Синкая уже не ограничилась двумя-тремя
помощниками, а состояла из десятков людей: аниматоров, профессиональных
сэйю и художников. Сценарий и постановку Синкай, конечно же, доверил
себе. В связи с этим атмосфера, годами окружающая личину Синкая,
постепенно стала видоизменяться. Если раньше можно было, а точнее нужно
было умиляться его трудолюбию и усидчивости, а каждую рецензию начинать
со слов «гений фотошопа», то сегодня появилась возможность взглянуть на
его творения с иной точки зрения. Возможно, делать это еще рано, и
Синкаю необходимо дать пару фильмов на становление, но уж больно
хочется.
Уже в 2002 году, когда вышел фильм «Голоса далеких звёзд», стало ясно,
что, вероятнее всего, молодой режиссер и сценарист выберет стезю
фантаста. Его научно-фантастический сюжет, поданный в «Голосах»,
обескураживал своей новизной и вместе с тем включал в себя многие
присущие жанру атрибуты. Были кое-какие упущения в дизайнах и
3D-графике, но в целом работа получилась на очень высоком уровне. К
тому же тогда еще можно было восторгаться его уединением и
затворничеством. В новом фильме Синкай не стал поднимать тему космоса,
а вся фантастика заключается в альтернативной постановке истории
развития его страны. Что еще более важно, он еще сильнее ударился в
романтическое направление, в результате чего сделал фильм лиричным,
местами даже мелодраматичным. На этот раз влюбленных разделяют не
световые годы, а кома; общение же сменилось с технологической примочки
нашего времени SMS на привычные сновидения. На мой взгляд, основное
отличие этого участка в обоих фильмах заключается в том, что сменилась
атмосфера. До этого любовь строилась на фоне противостояния между
землянами и абстрактными пришельцами, теперь же между русскими и
американцами. Что более романтично, решать, конечно же, не мне. Однако
замечу, что все получилось более приземленным. Была в SMS какая-то
романтика, а кома… что кома, кома — это болезнь, какая уж тут,
простите, романтика.
Еще труднее оценивать неромантическую составляющую. Все знают,
что в этом и прошлом году проблема «северных территорий» занимает
доминирующее положение в русско-японских отношениях. Некое отражение
этой темы, показанное в фильме, невольно повышает чувствительность. При
просмотре прошлой картины Синкая можно было откинуться на спинку и
любоваться проводами на фоне неба, тут же постоянно витала невольная
мысль, что вот по нам сейчас начнут стрелять янки и японцы, а мы в
ответ на корявом русском будем кричать «Огонь!». Впечатление
омрачалось, причем, невольно, непроизвольно. Автора в данном случае
вряд ли стоить винить, в конце концов, он не для меня и не для вас
много месяцев занимался постановкой этого фильма, просто проблема
болезненная да еще и всплыла в долгожданном аниме от Синкая. Даже
обидно немного. Фантастика, конечно, но всегда неприятно смотреть, как
тебя бьют. Одно успокаивало, били красиво.
Графика и рисовка в фильме — это тема для отдельного обстоятельного
обсуждения. Новые людские и, я подозреваю, денежные ресурсы (все-таки
«Голоса» неплохо продались) позволили Синкаю еще сильнее детализировать
графику и анимацию. Гигантское количество анимационных объектов,
сполохов, лучей солнца, водных отражений. Местами было умилительно
настолько, что приходилось жать паузу. В фильме показан невероятно
высокий уровень художественного оформления, благодаря некоторым
моментам картина способна спорить с произведениями известнейших
аниме-студий, которые выпустили в прошлом и в этом году несколько
мощных 3D-фильмов. Правда, в отличие от больших фильмов больших студий,
у Синкая в каждом кадре просвечивается такое обожание и смакование,
которое может появиться исключительно у человека, делающего что-то
непосредственно для себя, а уж потом для публики, деньги, думаю, и
вовсе не самоцель.
На DVD фильм вышел совсем недавно, в связи с чем хочется
надеяться, что зрителям и критике он понравится, а отзывы в
американской и японской прессе на него будут исключительно
положительные. Сейчас Синкай Макото находится примерно в том же
положении, что и Миядзаки в середине 80-х, когда хочется творить, но
одна неудача способна свести все на нет. Таков закон рынка
полнометражной анимации, и единственное, что в этом случае хочется
пожелать автору, так это стать вторым Миядзаки, хотя бы в плане удачи,
а остальное и само придет.